Так вот, в данном материале я хочу рассказать то, что мне удалось узнать ещё об одном районе Аккермана. Он носил странное название Капказ. Понять происхождение названия трудно. Предполагаю, что у простонародья вместо «Кавказ» ошибочно говорили «капказ». Хотя, есть версия, что именно так и назывался современный Кавказ в древние времена. Есть весьма слабое предположение о скифском происхождении слова, кои, в своё время, активно населяли наши места. «Граукас» — «белый». С другой стороны, а причём здесь Кавказ? Обычный ландшафт. Ну, не знаю…
Итак, аккерманский Капказ включал в себя прилегающую к средневековой крепости местность с её небольшими улочками и переулками. Кроме того, на территории Капказа находилась городская пристань с двумя причалами – пассажирским и грузовым. В самом начале ул. Портовой, где ранее функционировала картонная фабрика, а нынче находится обувная фабрика «Белста» (а точнее – напротив неё), размещались обширные склады богатого горожанина Асвадурова. В складах хранились зерно и мука. В те времена муку биндюгами перевозили на близкую пристань, ну, а потом на баржах доставляли в одесские порты, откуда она развозилась уже по всему Старому и Новому свету.
Неподалёку от складов, тот же прогрессивный Асвадуров, за свои средства в начале прошлого века установил первую в Аккермане электростанцию. Электростанция была маломощной и шумной, ибо работала на угле для выработки пара, который приводил в движение турбину генератора.
Старики говорили, что один весьма нервный местный житель однажды не выдержал постоянного шума от работы парового двигателя и попытался поджечь электростанцию. Поджигателя на горячем вовремя застукали сторожа, отдубасили его, а после передали на волю Асвадурова. Тот, говорят, велел ещё добавить и отпустить с миром. В полицию сообщать не стал.
У причалов небольшого порта кипела жизнь. Грузчики, биндюжники, контрабандисты, сыскные агенты, коммерсанты, коммивояжеры — вся эта разномастная братия создавала тот неповторимый «улей», который присущ всем южным портам.
После того, как Аккерман вошел в состав Российской империи, на Днестровском лимане сообщение поддерживали два парохода «Днестр» и «Граф Воронцов». Для сокращения дальнего пути, который проделывали промышленники, идя за солью в Аккерманский уезд, в 1840 г. на Днестре начинает курсировать колесный товаропассажирский пароход «Граф Воронцов», который буксировал за собой большие лодки с огромными тяжестями. Теперь промышленники тратили всего 3 часа на погрузку и перевозку товаров из Аккермана в Овидиополь
Вдоль порта раскинулась довольно широкая набережная. По ней вечерами прогуливались офицеры, дворяне с юными девицами, проносились дорогие кареты и пролётки. В скальной стене, над которой красиво возвышается Греческая церковь, были искусно выдолблены склепы, где в разные времена захоронены известные жители Аккермана.
От Капказа, а точнее – от крепости, берут начало наиболее значимые городские улицы: Кишинёвская, Измаильская, Портовая, Шабская, Дзержинского, Свердлова. Они веером расходятся от средневекового замка по трём сторонам горизонта.
Интересен состав населения Капказа. Здесь в изящных каменных домах жила часть аккерманской знати: чиновники, офицерство, богатые дворяне, инженеры. В то же время, особенно по улице Свердлова (ранее — Соборной), обитали мещане, мастеровые, рыбаки, мелкие купцы. В молодости тут мой дед Ефим держал крохотную сапожную мастерскую. А жил рядом, в небольшой мазанке, почти рядом с лиманом. В рабочих слободках, что свойственно тому времени, бойко функционировали небольшие забегаловки – шинки. Здесь трудовой местный класс вечерами отводил душу за чаркой вина или же водки. Случались драки, которые, впрочем, тут же пресекались или же хозяином питейного заведения, или усатым полицейским урядником (что-то вроде современного участкового). Держали шинки, в основном, небогатые евреи, хотя были люди и других национальностей.
Владимир Воротнюк