Это было в 2007 году. Тогда, 23 марта, на Аккерман обрушился ураган. По воздуху летели ветки деревьев, дождь лил стеной и на улице стало совсем темно…
А вот и последствия урагана: на городском пляже на лимане волны разбили причал-сцену, где на праздниках выступали местные коллективы.
В этот день и Затока напоминала Венецию
Видно было, что шторм бушевал не по-детски…
А вот и » узкое место»… «Узкое место» — это местный топоним. Когда-то Днестровский лиман соединялся с морем двумя руслами — Очаковским и Цареградским. В середине 20-го века Очаковское русло занесло песком, потом через косу проложили автомобильную и железную дороги.
Вот это-то бывшее Очаковское устье, где с одной стороны дороги море, а с другой — Днестровский лиман и называется у местных «узким местом».
На пляже были толпы народа с камерами. Действительно, два огромных корабля, прижавшись друг к другу, стояли на мели.
У берега стоял пограничний наряд — суда-то как бы иностранные. От крайнего судна до берега было метров 20. С ближайшей базы отдыха принесли водный велосипед (вон он, на снимке припаркован к борту судна) и на нем моряки перебирались на берег.
Сильнейший шторм выбросил на берег много мидий, крабов, рапанов. Народ все это добро собирал целыми мешками…
Со временем стали известны подробности:
Сухогруз «Бека-1», под флагом Камбоджи и сухогруз «Феникс» под флагом Каморских островов стояли на рейде, где суда ожидали своей очереди, чтобы войти в Белгород-Днестровский порт. Ураганный ветер сорвал их с якорной стоянки. Во время дрейфа к берегу суда столкнулись в 50 метрах от берега и сели на мель. «Феникс» получил пробоину в кормовой части, вследствие чего в море вытекла часть горючего. Экипаж обесточил судно, перекрыл топливные баки, и вытекание горючего прекратилось.
Уже через пару месяцев, когда стало ясно, что снять суда с мели практически невозможно, стали обсуждать варианты, как быть дальше. С одной стороны, ржавеющие громадины наносят непоправимый вред экологии курортного поселка. Поначалу корабли предполагали распилить на металлолом и вывезти. Потом обсуждали идею сделать из сухогрузов ресторан.Местные власти сделали все, чтобы предотвратить экологическую катастрофу — вовремя откачали топливо и техническую воду, а также канализационные стоки.
Однозначного решения, как быть с иностранными судами, не было. Для того, чтобы корабли можно было оттащить в море, нужно рыть специальный фарватер, латать пробоины. Второй выход — утилизировать сухогрузы на металлолом. Все упиралось в судовладельцев…
Первым решили резать «Феникс». Через год от него остались «ножки да рожки»…
Все это напоминало пляжи Читтагонга.
Разделка проходила только с осени до весны, а летом на пляжах вокруг лежали отдыхающие…
А парочку моряков, оставленных хозяевами на одном из сухогрузов для вахты, курортники принимали за иностранцев, стучали в ржавые бока судна и пытались завязать разговор на ломаном английском.
«Отбоя от них нет, говорим, что вышка погранцов всего в ста метрах, объясняем, что это формально территория других государств, потом приезжает наряд милиции и прогоняет зевак«, — рассказывал один из сторожей на сухогрузе «Беко», в борт которого нам, по примеру курортников, вчера пришлось тоже долго стучать, чтобы к нам вышли. — «Мы с напарником уже две недели тут, приняли смену, живем прямо на борту, хотя хозяева нам и квартиру в Затоке сняли«.
Флаги, приборы, штурвалы и другие морские штуковины с этих судов сейчас можно увидеть в кафе «Роза ветров» при въезде на Лиманскую.
Одесские власти сначала не разрешили судовладельцу разрезать на металл судно «Бека-1», как потерпевший крушение вместе с ней сухогруз «Феникс», из-за того, что у владельца судна не хватило на это средств. Власти заявили, что судно не разрежут на металл до тех пор, пока суд не постановит передать его в государственную собственность.
«Только после этого мы сможем его реквизировать и полностью убрать с берега«.
И через два года после крушения, в марте 2009 года все выглядело так:
Возле кораблей можно было увидеть тягач, с помощью которого в первые месяцы пытались сдвинуть суда с места. Его постигла та же судьба, что и у кораблей — порезали на металл…
В порезанном корпусе «Бека-1» можно было изучать принципы судостроения.
Вот так, например, выглядит борт судна в разрезе…
Остатки судов все больше заносило белоснежным затокским песком…
Но все течет, все изменяется. «То что один человек построил, другой завсегда разломать сможет». И в январе 2011 года на поверхности уже оставались только небольшие части корпусов.
А этой зимой остатков практически не было видно. Как всегда, природа очень быстро стирает следы, оставленные людьми.
Вспоминал Алексей Перминов.