В далеком 1984 году я впервые приехал в Аккерман к своей будущей жене. Свидание она назначила в загадочном месте – «у самолета».
И действительно, на улице Победы стоял красивый реактивный лайнер, превратившийся в детское кафе «Журавушка».
В те годы в аэропортах Советского Союза происходила массовая замена морально и физически устаревших лайнеров на новые модели. Списанные самолеты устанавливали в парках городов, и они начинали новую жизнь в качестве кафе, кинотеатров или памятников гражданской аваиации.
Я попробовал поискать информацию о нашем ТУ-104 с бортовым номером СССР-42462 и вот что мне удалось найти:
Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 года до октября 1958 года Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.
Брат-близнец «нашего» лайнера
Ту-104 проектировался на основе ранее производимого дальнего бомбардировщика Ту-16. Всего на авиазаводах в Харькове,Омске и Казани было построено 201 экземпляр различных модификаций.
«Наш» самолет был произведен на заводе №166 в Омске в апреле 1960 года в партии из 3-х авиалайнеров (42462,42463,42464). Имел салон на 70 пассажирских мест.
5 мая 1960 года прибыл в аэропорт Внуково. Зарегистрирован 15 мая 1960 года, как СССР-42462.
Ту-104А СССР-42462 в аэропорту Владивостока
13 апреля 1956 г. издано Постановление СМ СССР о создании в аэропорту Внуково авиаотряда особого назначения (АОН). Основным назначением отдельного авиаотряда было обеспечение правительственных перевозок.
В 1957 году началось использования в АОН реактивных самолетов Ту-104 для выполнения правительственных рейсов.
Экипажи авиаотряда выполняли и особые задания: например, 14 апреля 1961 г. экипаж Ил-18 доставил в Москву с места посадки первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина.
А на «брате-близнеце» нашего самолета с номером СССР-42464 летал командиром воздушного судна Борис Павлович Бугаев, занимавший пост Министра Гражданской Авиации СССР с 19 мая 1970 года по 4 мая 1987 года. Борис Павлович также был личным пилотом Леонида Ильича Брежнева.
В самом начале 1960 года в Москве открывается второй аэропорт – Шереметьево, предназначенный для рейсов за рубеж, а также для внутрисоюзных линий в Прибалтику, на Крайний Север и Северо — Восток страны.
15 февраля 1964 года самолет с номером СССР-42462 передан в Шереметьевский авиаотряд, где самолет обслуживал зарубежные пассажирские рейсы.
16 января 1969 года передан в Западно-Сибирское Управление гражданской авиации, аэропорт Толмачево. Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104В на 100 пассажирских мест.
Любительский снимок, аэропорт Толмачево, 1964 год.
В 1975-1976 годах самолет был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года.
К сожалению, в 1979 году в аэропорту Внуково потерпел катастрофу самолет Ту-104 СССР-42444 Одесского авиаотряда, в результате чего все Ту-104 Министерства Гражданской Авиации были выведены из эксплуатации и списаны в течение года.
Авиалайнер СССР-42462 был списан 16 октября 1979 года по отработке межремонтного ресурса.
Списание застало его в Одесском аэропорту. В 1980 году самолет был разобран и перевезен в г.Белгород-Днестровский.
Из воспоминаний Кубыщенко Я.З.
Я осуществил разборку в Одесском аэропорту самолета ТУ-104 (военный прототип ТУ-16, который я изучал в военном училище), доставку его в город, сборку и обустройство детского развлекательного центра «Журавушка». Мною были построены: Колесо обозрения и качели на ул. Калинина и другие аттракционы.
Многие юные аккерманцы в 80-е годы смотрели в детском кинотеатре мультики «Ну, погоди!», ели пироженые с кремом. Внутри была игротека, а мальчишкам можно было посидеть на настоящем месте первого пилота…
К сожалению, потом пришла перестройка с всеобщей разрухой…
Сначала детский кинотетр был просто закрыт, потом в разбитые окна стали лазить местные подростки, и где-то в начале 90-х самолет-кинотеатр ожидаемо сгорел…
Еще пару лет водители маршруток громко объявляли: «Остановка Журавушка !», а пасажиры невесело поправляли: «Остановка У сгоревшего самолета !».
До наших дней дожили только трапы самолета, они были установлены возле высокой железнодорожной насыпи для пешеходного перехода в гаражный кооператив. Время давно смыло на бортах трапов надпись «Журавушка», а еще раньше с них исчезла гордая надпись «Аэрофлот»…
***
Добавлю, что такая же судьба постигла и два «брата-близнеца» нашего лайнера.
Самолет CCCP-42463 в 1980 году был установлен, как памятник в Одесской области, в пгт. Черноморское. Использовался, как детский кинотеатр «Полет». В 1985-1987 годах перевезен на другую сторону городка. Использовался, как салон видеоигр. В 1990 году сожжен и демонтирован.
Самолет CCCP-42464 (тот самый, на котором летал Министр авиации) после списания рассматривался, как возможный экспонат в Центральный музей ВВС в Монино. Использовался, как пожарный тренажер в Пулково. В середине 80х годов сожжен и утилизирован.