Железнодорожный вокзал Аккермана

В древности путник, прибывавший в Аккерманскую крепость, обязательно проходил через главные Килийские ворота крепости.

Так и сейчас, каждый, кто попадает в наш город по железной дороге, проходит через современные «ворота города» — здание железнодорожного вокзала, выстроенное в сталинском стиле в 1951 году.

00

Довоенный вокзал

В 1912 году, после многих попыток, образовалось общество для строительства Аккермано-Лейпцигской железной дороги. Для строительства вокзала в Аккермане выбрали место за городом, в песчаных виноградных садах.

В 1913 году началось строительство железнодорожных сооружений, а в 1916 состоялось официальное открытие дороги.

На немецкой аэрофотосьемке 1944 года видны все железнодорожные объекты. Немцы цифрами обозначили объекты для бомбардировки. Правая цифра 2 — входная стрелка, левая 2 -сам вокзал, 4 — пакгаузы в товарном дворе, 5 — железнодорожные мастерские, 1 — паровозное депо, 3 — поворотный круг.

10

Вокруг почти не было жилья, сразу за входной стрелкой была городская тюрьма, чуть выше — кладбище и хибары.

В газете «Аккерманское слово» за 1916 год я встретил такое описание этой местности:

Незадолго до того, как должен был кануть в вечность голодный 1899 год, мы должны были отправились с ревизией в одну из безплатных столовых, находившейся на окраине, которая прежде звалась «За субором«, а теперь называется «Коло депа«…
Когда мы вышли из столовой, было уже совсем темно. Мы шли в лабиринте переулков и закоулков, среди маленьких домиков, крытых камышом, жизнь населения которых известна обитателям главных улиц, пожалуй, менее, чем жизнь индейцев Северной Америки. Теперь в окнах этих домиков не светились приветливые огоньки; не на что было покупать керосин, и редкие городские «финари» казалось еще больше сгущали окружающую тьму…

В этих песках и был построен Аккерманский вокзал.

Правление Общества строительства Аккемано-Лейпцигской железной дороги находилось в Петербурге, само строительство велось под управлением Главного инженера.

Главным инженером строящейся дороги с 15 апреля 1913 года стал коллежский асессор Авдулов Павел Владимирович, окончивший Петербургский институт инженеров путей сообщения Императора Александра I.

03

В «Инструкции Главному инженеру» в частности говорилось:

02

Вероятно, Аккерманский вокзал был построен по типовому проекту  — необходимо было снижать издержки строительства.

К сожалению, не сохранились снимки довоенного вокзала. Скорее всего, как и сохранившиеся здания, он был построен в краснокирпичном стиле. В здании были залы ожидания 1-го и 2-го классов.

Первым начальником железнодорожной станции «Аккерман» стал Данилевич А.В.

В благодарность за огромный вклад в создании Аккерманской железной дороги в вокзальном помещении была установлена мраморная доска с надписью об участии в деле осуществления постройки Александра Ярошевича.

Кроме вокзала, в 1913-1914 годах были построены железнодорожные мастерские и паровозное депо.

04
Сейчас это ремонтные боксы грузового АТП.
05

После войны паровозное депо существовало до 1951 года.

06_июль51

Вначале, основной дорогой из центра города к вокзалу была Новобазарная улица (сейчас Маяковского). В 1913 году, в связи с строительством железной дороги Городская управа заняла у одного из замых богатых купцов нашего города, М.Г.Мильштейна, 10000 руб. под 6% годовых на замощение Новобазарной улицы.

И только позже, при румынах, была построена Вокзальная улица. Это хорошо видно по типичной архитектуре домов.

01

На увеличенном снимке невозможно разобрать, был ли еще цел вокзал в 1944 году.

Известно только, что войны он не пережил. Возможно даже, что после бомбардировки на основе именно этого аэрофотоснимка.

Послевоенный вокзал

В 1950 году дошли наконец руки и до разрушенного вокзала.

11

Прошел всего год, и в мае 1951 года новое здание открылось для пассажиров.

12_май51

«Над пригородными садами и домиками раздается паровозный гудок. Поезд приближается к станции. Пассажиры, стоя у открытых окон вагонов, с радостью смотрят на красивое здание нового вокзала, на котором сверкающими на солнце буквами высечено «Белгород-Днестровский».

Сойдя на перрон, люди любуются стройной архитектурой нового вокзала, внимательно осматривают залы ожидания, комнату матери и ребенка, заходят в буфет. Стены и потолки внутренних помещений, оформленные красивыми трафаретами и лепными украшениями, вызывают восхищение.

Стремясь сделать новый вокзал еще красивее и благоустроеннее, его работники посадили свыше 3 тысяч корней цветов, украсили цветниками привокзальный участок. К Сталинскому Дню железнодорожника вокзал примет еще более праздничный вид.»

вокзал1

Эффектное здание было построено в сталинском стиле.

13_52

На кадре из художественного фильма «Брелок с секретом«, снимавшемся у нас в городе в 1981 году, можно увидеть здание в цвете. А вот за теми колоннами были телефоны-автоматы, по которым за 2 копейки можно было сообщать родным о своем приезде…

14

До середины 60-х на вокзале гудели паровозы.

15_53_паровоз

В 1955 году в Затоке построили мост через Днестровский лиман. Через Аккерман пошли междугородние пассажирские поезда: Одесса-Измаил и Одесса-Бессарабская (бывшая станция Лейпцигская).

16_57_расписание

А 9 мая 1975 года в город пришла первая «электричка» из Одессы.

Привокзальная территория

В 1957 году в городе начал действовать первый автобусный маршрут. Проходил он, разумеется, мимо вокзала.

31_57

В те же годы в Автотранспортной конторе появились первые таксомоторы.

32

Пока еще привокзальная площадь вмещала весь немногочисленный автотранспорт.

33

Со временем транспорта становилось больше, напротив вокзала построили междугороднюю автобусную станцию, и привокзальную площадь очистили от мешавших транспорту деревьев.

Кадр из фильма «Брелок с секретом«, 1981 год:

34

Парк Мира

Вплоть до второй мировой войны железнодорожную станцию окружали песчаные дюны с остатками старых виноградников. В начале 50-х начали сажать лесопосадку за вокзалом.

К 80-м годам там шумел высокий акациевый лес. Многочисленные грачи, прилетавшие к нам зимовать из центральной России, облюбовали высокие деревья. Зимой в лесопосадке шум стоял невообразимый ! Каждый день вся это многотысячная стая разлеталась кормится по окрестностям, а в сумерках над головами аккерманцев тянулись на ночевку бесконечные стаи грачей и ворон.

60_53

А на пустыре между Шоссейной дорогой (сейчас улица Лазо) и Вокзальной было принято решение посадить декоративный парк.

61_апрель51

Городской садовник, Матвей Пудивитр, объединил существующие деревья с насаженными. Саженцы привозили из лесхоза возле станции Бессарабской.

62

Молодежь города «добровольно-принудительно» участвовала в закладке парка.

63_март50

В центре парка Мира был установлен памятиник Иосифу Виссарионовичу.
64

После осуждения культа личности памятник Сталину сняли, а в 1965 году, во время празднования 20-летия Победы, был сооружен невыразительный монумент.

65

А еще в парке была построена водокачка — до этого паровозы ходили набирать воду по вспомогательной ветке к лиману. В конце 60-х, на этом месте началось строительство Морского порта — и водокачку пришлось строить ближе к вокзалу.

Материалы подготовлены Алексеем Перминовым.

Вам будет интересно:

  1. сергей литвиненко
    Авг 02, 2015 - 05:02 ПП

    осмелюсь со своей стороны дополнить — водонапорная башня в парке Мира была построена в и включена в систему городского водопровода а ЖД станция имела свою систему водоснабжения (свою скважину и свою водонапорную башню) Обеспечение паровозов водой — стратегическая задача и не могла быть включена в «зависимость» от горводопровода (водоканала).ЖД башня находится на противоположной стороне станции…если встать спиной на перроне к выходу из вокзала — за путями, справа.Серая, невысокая водонапорная башня, а на выходных стрелках, между первым и вторым путями (с обеих сторон) находились специальные водонапорные колонки, поворотные.Именно они обеспечивали подачу воды в тендерные емкости паровозов.

    ответить автору
    • Алексей
      Авг 04, 2015 - 07:54 ДП

      Да, вы правы.
      До войны за вокзалом находилась красивая краснокирпичная водокачка, разрушенная в 1941-м. После войны примерно на том-же месте построили современную.

      ответить автору
      • сергей литвиненко
        Авг 08, 2015 - 01:35 ПП

        Мой дед , по отцовской линии уводил последний поезд из Аккермана , к последнему вагону был прицеплен «крюк» которым срывалось ЖД полотно -шпалы и рельсы. А по жизни мои оба деда ( по линии мамы и отцы) были машинистами — паровозниками.потому и немного есть «информации» т тех годах, что и как было. Мой отец помнит вокзал ДО военной эпохи и рассказывал мне неоднократно и моему сыну (своему внуку) как покупал в автомате на вокзале шоколадку. были уже до войны (при румынах) такие «автоматы» на нашем вокзале — суешь леи в приемник и получаешь шоколадку.

        ответить автору
        • Алексей
          Авг 09, 2015 - 03:35 ПП

          Сергей, спасибо за интересное дополнение.
          Если есть желание, напишите мне, ваши воспоминания очень любопытны:
          most@tm.odessa.ua

          ответить автору
  2. Олег
    Сен 30, 2015 - 09:21 ДП

    «Одесса-Измаил и Одесса-Бессарабская (бывшая станция Лейпцигская». Насколько я знаю бывшее село Лейпциг сейчас называется село Серпневое, а станция Лейпциг до сих пор находится между селом Серпневое и Березино

    ответить автору

Оставить комментарий к новости

Все поля объязательны к заполнению








Введите символы проверки : *

Reload Image

2014-2017. Использование материалов только с указанием Ссылки на новостной сайт "Аккерман".
Создание сайтов. Админ.