Учебник истории и географии из Шабо. Часть 1-я

Как-то раз мне в руки попал интереснейший документ – рукописный учебник истории и географии Российской Империи из швейцарской колонии Шабо 1848 года.

Учебник был рукописный, с тщательно прорисованными картами. Написан он был на французском языке – родном для швейцарских колонистов, приехавших в далекую Россию развивать виноградарство и виноделие.

Особенно интересно было заметить, что автором учебника был месье Бюньон –знаменитый авантюрист, реформаторский пастор, строитель шабской кирхи и учитель в приходской школе.

На учебнике стояли штампы – библиотека и музей Шабо.

Осенью 1940 года в Аккермане, ставшем тогда областным центром Аккерманской области, постановлением Совнаркома УССР был открыт Аккерманский областной краеведческий музей. Основой его стали частные коллекции жителей города. А позже туда стали поступать материалы из музеев в Шабо и Сарате.

Большая часть этих экспонатов пропала в годы Второй Мировой. А вот этот учебник уцелел.

Collapse )


В учебнике давались основные географические характеристики Российской Империи. Площадь – 350,000 квадратных миль (если я ничего не путаю), население – 60 миллионов человек.

Перечислялись моря, озера, горы, реки – вспомните свой 5-й класс…

На нескольких страницах давалась краткая история Руси.

Я не силен во французском, но по подчеркнутым ключевым словам легко понять, о чем идет речь: Rurik – Oleg – Igor.

Далее шло крещение Руси и история киевских княжеств: Peroun – Wladimir — Jaroslaw

Потом — средневековая борьба удельных князей.

Тут подчеркнуты фамилии князей: Dolgorouky – Bogholoubskyi – Jvan – Boris Godonow. А также упоминается место зарождения русской государственности — город Nougorod.

На следующих страницах – начало династии Romanow: Alexiy – Fedor – Joan — Pierre Alexiowic – Sophia.

Наконец, после чехарды правителей послепетровского времени, – Pierre III — Catherina II – Alexandre I.

И заключает исторический курс сообщение о коронации в 1825 году действующего императора Nikolas Pawlowitch.

…Любопытно было представлять, как склонялись стриженные головы детей шабских поселян над этим рукописным учебником. Права колонистов разрешали им учиться только на своих языках – французском и немецком – поэтом многие колонисты в то время плохо говорили на русском…

Школа в Шабо была основана в 1830 году, через 6 лет после основания колонии, простым колонистом Ульрихом Радунером родом из Сеннвальда в долине Рейна. Через 80 лет его внук откроет в нашем Аккермане первоклассную гостиницу «Петербургскую».

А в 1843 году в колонию прибыл собственный священник Франсуа-Луи Бюньон (François-Louis Bugnion), родом из швейцарского кантона Во. 24 декабря 1843 года он прочитал свою первую проповедь.

10 последующих лет он был священником в Шабо и занимался строительством церкви — Кирхи.

Любопытный факт — в округе не было леса для установки несущих конструкций для крыши и когда напротив селения Шабо потерпело крушение во время шторма судно с грузом карпатской ели, судовладелец продал эти бревна колонистам, которые, соорудив плоты, подогнали их к берегу. Ф.Л. Бюньон вспоминал: «…усердие колонистов собрать в море лес было безграничным. Ведь это была бесплатная транспортировка леса на многие лье. Это было настоящее божье провидение».

8 октября 1847 г. состоялось освящение церкви. После торжественной проповеди Бюньона в фундамент церкви были заложены монеты. Три из них — швейцарские: одна монета — водуазская, из кантона Во, одна — из Женевы как центра реформации, одна — из Цюриха, потому что этот кантон является ведущим в швейцарской конфедерации, четвертая монета турецкая, потому что Шаба — тюркское название, пятая монета русская, так как колония находилась в Российской империи. Церковь была названа именем святой Троицы.

На следующем снимке начала XX века видны все три церкви Шабо. Слева – Покровская церковь, стоявшая на на границе между посадом (где жили в основном малороссияне) и швейцарской колонией. Сейчас на этом месте этого храма большой мемориал погибшим во Второй Мировой. В центре – Николаевская церковь 1809 года, дошедшая до наших дней. И справа – колокольня церкви-кирхи святой Троицы. А на переднем плане видны покрытые цветной глазированной черепицей дома колонистов

02.jpg

Французские швейцарцы были реформатами, немецкие — лютеранами. Строившаяся церковь была однако общая — Le Temple de Trinité.

При постройке велись длинные и бурные переговоры о том, следует на колокольне поместить петуха или крест, колония разделилась практически на два лагеря, реформаты требовали водрузить над церковью крест, а лютеране — петуха. В результате этих переговоров решили поставить крест, а на кресте большого расцвеченного петуха в человеческий рост, что является редкостью в строительстве церковной архитектуры.

Если приглядеться, то на этом снимке можно увидеть эту совершенно необычную конструкцию – петух “верхом” на кресте…

Реформаты ввели простое богослужение, предельно упрощенное убранство церкви, свели до минимума церковную иерархию, отменили целибат священников, ввели демократичное управление церковью, провозгласили абсолютный авторитет Священного писания, ликвидировали институт монашества.

Увы, до наших дней церковь дошла «в сильно урезанном виде»…

Окончание следует…

Материалы краеведа Алексея Перминова.

Вам будет интересно:

-->

2014-2017. Использование материалов только с указанием Ссылки на новостной сайт "Аккерман".
Создание сайтов. Админ.