Наглость или необходимость?

Сегодня, 3 ноября, с самого утра в автобусах перевозчика «Севертранс» (маршрут 101, 100, 108,104) был введен режим «Без льгот».

 

image42525603

Возмущение пассажиров льготной категории, привыкших ездить бесплатно, а особенно пенсионеров, можно понять. На каком основании это произошло, по какой причине и кто может запретить перевозчику принимать такие решения?

  • КОРНИ ПРОБЛЕМЫ

Напомним, в последнем тендере на пассажирские перевозки по городу победили два участника: частник «Севертранс» и коммунальное «Автотранссервис». Предыдущий перевозчик, АТП- 15107, который выигрывал тендер на перевозки в городе несколько раз подряд, в этом конкурсе не участвовал. А поскольку своих автобусов в коммунальном автопарке было всего три, то автобусный дефицит на рейсах вызвались устранить автобусы из парка крупного предприятия «Севертранс», которое также обслуживает такие города, как Одесса и Днепр.

В марте года автобусы нового перевозчика вышли на свои маршруты.

picturepicture_152172706237124506215301_46504

Но вернемся к АТП-15107. Предприятие, унаследовавшее у советского автопарка территорию по улице Шабской, прекрасно себя чувствовало в роли абсолютного автобусного монополиста.

Из года в год в автобусах АТП-15107 пренебрежительно относились к пенсионерам и другим льготникам, при этом не стесняясь взять с них незадекларированную гривну при проезде в 3 гривны.

В летний сезон автобусы снимались на приморские маршруты, автобусы на рейс выходили в технически неудовлетворительном состоянии, что очень возмущало пассажиров и городскую власть. Власть, к слову, возмущалась чисто для виду, поскольку миллионные компенсации перевозчику до 2015 года перечисляло государство, и поводов для взаимного недовольства у частников и чиновников не было.

А с 2016 года государство переложило финансирование автоперевозчиков на местную власть по всей Украине.

В 2016 году город перечислил полмиллиона гривен АТП-15107 за перевоз пассажиров льготных категорий, при этом автопредприятие платило мизерные деньги за использование центра города под стоянку своих районных рейсов, и этот компромисс всех устраивал.

Но когда в 2017 году предприятие выставило городу письменное требование оплатить компенсацию в размере 8 миллионов гривен за только один маршрут, городская власть в ответ потребовала пересмотреть условия аренды стоянок возле вокзала, центрального рынка и ТЦ «Копейка».

Частник эти требования проигнорировал – и полностью отказался перевозить бесплатно льготный контингент. Так начался конфликт между АТП-15107 и властью города.

Чтобы не страдали пассажиры, общественники начали проверять качество работы перевозчика. Была выявлена масса грубых ошибок, от нарушения условий договора до хамского поведения в отношении горожан.

Позже был проведен очередной тендер, но в АТП-15107 его проигнорировали, тем самым показав явное нежелание исправлять собственные недочеты. Но к началу осени ситуация с пассажирскими перевозками в городе достигла критического состояния – люди ждали автобуса по 40 минут, а коммунальные автобусы стояли на ремонте, не выходя на рейсы, да и перевозчик «Севертранс» начал терпеть огромные убытки при прежнем тарифе в три гривны и новых ценах на топливо и запчасти. Тогда городской власти пришлось пойти на заключение временного договора с АТП-15107. Одновременно с этим исполком горсовета принял решение поднять цену проезда по городу до 5 гривен.

На эти условия частник согласился, не скрывая радости реваншиста – и победоносно вернулся на городские улицы вместе со своей узнаваемой табличкой «Льгот нет!»

Этот факт вызвал недовольство, которое жители города выражали, обращаясь на горячую линию городского колл-центра, но в социальных сетях администрация АТП -15107 скромно умолчала этот факт.

  • НЕПРИЯТНЫЙ ФАКТ

Меньше месяца по городу курсировали автобусы «АТП-15107» и «Севертранс», и этого периода хватило, чтобы последний начал подсчитывать недостатки и преимущества режима «Без льгот». Напомним, «Севертранс» за 9 месяцев работы получил 350 тысяч гривен на компенсацию перевозки «льготников», что даже на треть не перекрывало его расходов на бесплатную перевозку более 15 тысяч горожан, имеющих статус «льготника», включая пенсионеров.

А тариф в 5 гривен был принят настолько поздно, что предприятие успело понести серьезные убытки, работая в нашем городе. В результате произошло то, что мы наблюдаем- «Севертанс» вооружился уже знакомыми табличками «Без льгот» и…

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?

Задаваясь этим вопросом из одноименного романа Чернышевского, наверное, надо сначала спросить — а что сделано? Для того, чтобы эта практически непреодолимая ситуация не возникла в нашем городе. Были пересмотрены и укорочены маршруты автобусов, связывающие центр и районы города в попытке удержать тариф на уровне 3 гривен.

Это не пришлось по вкусу горожанам и маршруты снова удлинили… Было сделано несколько попыток убедить депутатов, чтобы выделить «Севертрансу» увеличенный размер компенсации- и тогда горожане со статусом «льготник» не столкнулись бы с сегодняшним нововведением!

Но большинство депутатов горсовета прямо заинтересованы в крахе любых начинаний мэрии и злорадно ждут забастовки перевозчиков и пассажиров одновременно, а другая, меньшая часть, открыто лоббирует интересы АТП-15107, несмотря на всю их подмоченную репутацию.

Можно было более активно оснащать автобусами городской коммунальный автопарк, но это дело не одной каденции, а работа на перспективу. Практически во всех городах страны существует коммунальный транспорт и перевозка льготников осуществляется этим транспортом — и люди выбирают только его и едут без проблем!

Можно было раньше поднять стоимость проезда с 3 до 5 гривен, а этого власти Белгорода-Днестровского упрямо не делали годами, невзирая на троекратное подорожание бензина, ГСМ и минимальных зарплат. А ведь доведя стоимость проезда до экономически обоснованного на год раньше, можно было бы добиваться законного компромисса.

Напомним, в Украине стоимость проезда в автобусах составляет от 7 до 10 гривен — и не имеет значения, город-миллионник это или райцентр с населением до 50 тысяч человек. В небольших городах, как наш, в качестве альтернативы принято решение о запуске льготных автобусов, которые перевозят исключительно льготный контингент.

Частные перевозчики перевозят пассажиров на платной основе, делая исключение для инвалидов, участников боевых действий и ещё небольшого перечня категорий.

  • ЗНАКИ НЕРАВЕНСТВА

А впереди страну и всех нас ждет монетизация льгот — эти обязательства уже в этом году переложены на местную власть государством. Только эти обязательства местная власть выполнить не в состоянии — не только у нас в городе, а и в других городах Украины.

Суммы разнообразных льгот и субсидий неподъёмны для местных бюджетов – даже несмотря на децентрализацию, которая в последние годы позволила несколько увеличить местные бюджеты развития…

Что же могут в сложившейся ситуации городские власти? Сорвать табличку «Без льгот» и потребовать соблюдения законов. Или расторгнуть договор о перевозках вообще. Но кто тогда будет возить взрослых и детей, которые в любом случае платят за проезд?

Ведь условия работы для нового перевозчика останутся прежними… На это в «Севертрансе» могут – выставить совершенно любой, даже космически большой счет за перевозку льготного контингента, причем оперируя неофициальными данными о реальном количестве бесплатных перевозок, потому что официальной статистики нет.

Еще мэрия может дать волю праведному гневу и написать письмо с жалобой на частника в госпредприятие «Укртрансбезпека» — и не более.

На этом полномочия городской власти заканчиваются. А о том, как умеют «договариваться» перевозчики с проверяющими органами, хорошо показал тот факт, что по городу после тендера еще месяц курсировали нелегальные автобусы без номера рейса…

Альтернатива, поскольку новое есть хорошо забытое старое – это коммунальные автобусы со табличкой «льготный», у которых будет расписание, висящее на каждой остановке.

Но ввиду того, что бюджетный год уже заканчивается, то запустить эти автобусы, чтобы и выровнять ситуацию в сторону справедливости и законности, городские власти в ближайшие месяцы едва ли смогут…

Пока мы готовили этот материал, стало известно, что «Севертранс» все же готов перевозить льготников снова бесплатно, но с условием, что на ближайшей сессии решится их вопрос компенсации из городского бюджета.

В этой ситуации излишне принципиальных АТП-15107 стоит заставить платить по рентабельной цене за занимаемые им стоянки – уже хотя бы потому, что время снисходительного «а пускай» прошло давно, и городу нужна каждая копейка, которая пополнит бюджет.

Из которого потом все равно предстоит платить компенсацию тем, кто готов честно выполнять свои обещания.

 

Алексей Волков

Вам будет интересно:

2014-2017. Использование материалов только с указанием Ссылки на новостной сайт "Аккерман".
Создание сайтов. Админ.